Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди.
Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Обучение дошкольников правилам дорожного движения в нашем дошкольном учреждении ведётся много лет. Работа осуществляется в трех направлениях: с педагогами, детьми и родителями.
Цель организации работы – формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице.
2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой, а также формирование устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Работа с детьми.
С дорожной азбукой нужно знакомить детей с младшего возраста. Мы используем программу Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. В. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», одним из направлений которой является раздел «Ребенок на улице».
В целях обогащения развивающей среды в методическом кабинете ДОУ подобрана литература для дошкольников, педагогов и родителей. В каждой возрастной группе созданы «уголки безопасности», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. В группах оформлены тематические уголки, наглядный и демонстрационный материал, настольные макеты улиц и дорог, изготовлены атрибуты и пособия для проведения занятий, схемы, дидактические игры, костюмы и атрибуты, оформлены стенды, сделана разметка на территории ДОУ.
Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации без вмешательства взрослых. Так же «уголок безопасности» оформлен и в коридоре детского сада, целью его является информирование не только детей ДОУ, но и их родителей о правилах дорожного движения и необходимости их соблюдения. Для улучшения работы с детьми воспитатели собственными руками изготовили макеты улиц с перекрестками, дорожными знаками, светофорами. В детском саду систематически 1 раз в месяц ведется инструктаж с детьми по правилам дорожного движения в игровой форме.
Педагогами используются разнообразные формы работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:
— целевые прогулки к перекрестку и пешеходному переходу
— различные виды ИЗО деятельности
— различные виды игр
— досуги, праздники, развлечения, КВН
— рассказы воспитателя, чтение художественной литературы
— рассматривание дидактических картинок и иллюстраций
— беседы
— наблюдения за транспортом и пешеходами.
Используем эффективные методы и технологии, применяемые в работе с детьми :
— интерактивный метод обучения
— моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций
— технология игрового обучения
— метод проектов
— метод наблюдения и беседы.
Детям очень интересны «живые» встречи с инспекторами ГИБДД. Они с большим интересом слушают и запоминают правила дорожного движения. Затем отражают их в играх, делятся впечатлениями и стараются выполнять и не нарушать правила движения.
Дети получают знания, умения по ПДД в различных видах деятельности:
— в музыкальных и спортивных развлечениях
— в игровой деятельности
— участие в акциях и т. д.
Важным моментом в работе по профилактике травматизма среди детей является использование дидактических игр, которые педагоги проводят в утренние и вечерние часы: дети имеют возможность рассуждать, рассматривать картинки, анализировать различные ситуации, отгадывать загадки про дорожные знаки.