Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «В детский садик с радостью»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

              учреждение №21 « Теремок» города Дубны Московской области

     Проект по адаптации детей раннего возраста

                   к условиям детского сада                                                             

      « В ДЕТСКИЙ САДИК С РАДОСТЬЮ!»

 

                                                                                Составила:

                                                               воспитатель Беспалова Е.Д.

 

 

     Дубна, 2018


Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада « В ДЕТСКИЙ САДИК С РАДОСТЬЮ!»

 

Вид проекта: педагогический, краткосрочный

Участники проекта:
— воспитатели;
— педагог- психолог;
— дети;
— родители;
— младший воспитатель.

Сроки реализации:
3 месяца (сентябрь – ноябрь)

Актуальность: проблема адаптации ребёнка к социуму – одна из самых важных в педагогике и психологии. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.
В привычную, сложившую жизнь ребёнка буквально врываются   следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся   незнакомому до этого человеку.
Проблема  адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек — это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его  эмоциональному благополучию в ДОУ. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивая его безопасность для дальнейшего развития.

Цель:
Создание благоприятных  условий в ДОУ для успешной адаптации детей раннего возраста.

 

 

 

Задачи проекта:
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы.
2. Организовать взаимодействие  с родителями в процессе реализации проекта.
3. Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания.
4. Закладывать основы взаимодействия друг с другом, формируя доверие и привязанность к воспитателю.
5. Побуждать   детей  к эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности (окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка и т.д.).

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей.

 

Материалы и средства реализации:
— анкеты для родителей;
— консультации;
— адаптационные карты;
— картотека подвижных игр;
— картотека развивающих игр;
— физкультминутки;
— пальчиковые игры;
— игры с песком;
— сенсорное оборудование ( пирамиды, вкладыши, конструктор лего, автомобили и т.д);

— магнитофон и диски с песнями и сказками.

 

Интеграция образовательных областей:

Физическая культура, здоровье, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

 

Ожидаемые результаты:
Дети:
— легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;

— снизится уровень заболеваемости;
— сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.
Родители:
— сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
— стремление родителей к сотрудничеству.
Воспитатели:
— установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
— повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.

 

 

 

Методы и приёмы:

-анализ теоретического и фактического материала ( анализ листов адаптации);

— анкетирование;

— наблюдение;

— беседа с родителями.

 

 

Этапы реализации проекта:

 

 I этап: Организационно-подготовительный этап

 

— Повышение уровня педагогической компетенции;
— Подбор и изучение необходимой литературы;

— Составление плана работы, подбор методик;

— Оформление и обновление предметно-развивающей среды;

— Создание эмоционального комфорта;
—  Составление и подбор информационного материала для родителей;
— Повышение педагогической компетенции родителей;
—  Анкетирование родителей;
—  Исследование социальных навыков детей;
— Выявление особенностей семейного воспитания;
— Прогноз вероятной степени адаптации детей.

 

II этап: Основной. Реализация проекта.

 

Принципы работы:

— Постепенное заполнение группы (прием сначала 5 человек, затем 1-2 малыша в неделю);
— Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
— Учёт индивидуальных особенностей ребенка ( учёт домашних привычек и интересов).
—  Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»);

— Оптимальный двигательный режим;

— Сохранение и укрепление здоровья детей.

Работа с детьми:

 

Социально-коммуникативное
развитие   

Cюжетные игры:
— «Накормим куклу Таню»;
— «Покатаем куклу на машине»; «Уложим куклу спать»;

— «Поможем кукле Тане одеться на прогулку».
«Отгадай и назови».
Пальчиковые игры:
— «Этот пальчик дедушка»;

— « Замок»;

— «Сорока»;
— «Пальчик — мальчик».
Дидактические игры:

— « Спрячь мышку»;

— « Найди такой же»;

— « Цветная мозаика»;

— « Сделай как я».
Рассматривание сюжетных картинок:
— «Играем вместе» — содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
— обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;
— развивать наблюдательность, внимание и память.
— воспитывать добрые чувства, заботу  друг к другу;
— привлечение родителей к оснащению кукольного уголка.
— развивать интерес к сверстникам;
— знакомство с правилами безопасного взаимодействия друг с другом.

Познавательное развитие

Дидактические игры:

— « Цветные колечки»;
—  «Чудесный мешочек»;
— «Построим домик для котика»;
— «Угостим сметаной киску»;
— «Чьи детки»;
— «Подбери такую же картинку».    —  формировать представления о предметах ближайшего окружения;
— развивать тактильные ощущения;
— обогащать сенсорный опыт, знакомя с предметами.

Речевое развитие

Чтение потешек:
— «Кто у нас хороший»;
— «Чики – чики чикалочки»;
—  «Поехали, поехали»;
— «Зайка к деткам подбежал»;
—  «Где же, где наши ручки».
Упражнения на звукоподражание: пи-пи, мяу,  ко-ко, ква-ква, ку-ка-ре-ку.
Формирование словаря:
— «Принеси Машеньке вазочку для варенья»;
—  «Возьми красный карандаш»;
— «Спой песенку маленькому медвежонку».
— формировать умение отвечать на вопросы, подводить к обобщающему понятию;
— развивать умение повторять фразы, активизировать слова детей за счет звукоподражания героев потешки;
— развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, размеру

Художественно-эстетическое развитие

Конструктивно — модельная деятельность:
— «Мебель для кукол»;
— «Машина»;
— «Дорожки длинные и короткие».

— учить создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом по образцу;

Слушание:
— песенки
«Малыши, малыши»
— «Где же наши ручки?»;
—  «Мишка».
—  «Ай — да»

— развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения;
— развивать интерес к музыкальным произведениям.

Изобразительная деятельность:
— знакомство с карандашом и правилами работы с ним;
— формирование умения бережно относиться к материалам, правильно их использовать.

Физическое развитие

Потешки:
— «Водичка, водичка»;
—  «Мыльные пузыри»;
— «Ладушки, ладушки».
Тематическая утренняя гимнастика:
— «Дети спрятались»;
—  «Птички».
Подвижные игры:
— «Спрячем игрушку»;
— «Догони мяч»;
— «Солнышко и дождик»;

— « Мы топаем ногами»;

— « Соберем мячи в корзину»;

— « Бегите ко мне»;
—  «Птички и автомобиль».
— создать благоприятного психологического климата в группе;
— поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой;
— развивать двигательную активность с целью укрепления здоровья;
— воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;
— формировать внимание и умение действовать по правилам игры.

 

Рекомендации родителям в адаптационный период в детском саду.

Эмоционально-положительное отношение к адаптационному периоду
Выпуск буклета — памятки педагогом-психологом «Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям детского сада» (август)
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 2 года жизни. Основные задачи воспитания. Знакомство родителей с условиями жизни детей в детском саду ». (август)
Повышение педагогической компетенции родителей: (сентябрь)
Беседа «Гигиенические требования к одежде и обуви ребенка».
Беседа «Режим – залог здоровья».
Выпуск информационного листа «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста» (октябрь)
Папка-передвижка « Адаптация детей к условиям детского сада»

Анкетирование родителей.

 

 lll этап : Заключительный
— подведение итогов;

— анализ адаптационных листов, определение уровня адаптации детей;
— разработка рекомендаций для родителей (соблюдения единства требований воспитания в дошкольной организации и дома);

— сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;
— выявление недостатков;
— корректировка планов работы с детьми и родителями;
— устранение недостатков.

— Досуг для детей «Потешки о домашних животных»

Результаты проекта

Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.

Позитивное развитие отношений в детском коллективе.

Привлечение родителей детей раннего возраста к осознанному воспитанию своих детей.

Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.

 

Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменчивость окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребёнка при поступлении в д/с.

От того, как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а так же дальнейшее благополучие в д/с и семье.

От того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода и его дальнейшее развитие. Существует 3 степени адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая.

 

Длительность адаптации

от 1 до 14 дней – лёгкая

от 15 до 29 дней – средней тяжести

выше 30 дней – тяжёлая.

 

По результатам анализа адаптационных листов в группе « Малышок» у 50% детей адаптация к условиям детского сада прошла в лёгкой форме, у 25% детей наблюдается средняя степень адаптации, ещё 25%  пока не посетили дошкольное учреждение.

 

Степень адаптации учитывается по параметрам:

Эмоциональное состояние ребёнка.

Социальные контакты ребёнка.

Сон ребёнка.

Аппетит ребёнка.

 

В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без особых осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности Дети стали общаться друг с другом и воспитателями.

 

Литература:

Е. А. Алябьва «Тематические дни недели в детском саду». Т. Ц. Москва2005

«Развивающие игры с малышами до трех лет». Ярославль2000

Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ». ТЦ «Учитель» Воронеж,2006

И. Е. Аверина «Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ». Москва,2008

И. В. Кравченко,Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду». ТЦ Москва2009

М. А. Михайлова «Детские праздники, игры, забавы, фокусы». Ярославль «Академия развития»2000

Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика». Изд-во Родничок, Москва 2000

Е. А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста». Москва, изд-во «Мозайка-синтез»2009

«Школа рисования для малышей». «Росмен»2005

Е. А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду». Ярославль2000

Приложение

Конспект досуга в группе раннего возраста «Потешки о домашних животных»

Цель:
-Знакомить детей с домашними животными, используя малые фольклорные жанры.
Воспитывать интерес к домашним животным и устному народному творчеству.

Ход занятия.

Воспитатель читает потешку «Ладушки» и проводится пальчиковая игра по потешке:
Ладушки, ладушки
-Где были? Дети хлопают в ладоши.
-У бабушки
-Что ели?
-Кашку
-А пили?
-Простоквашку
Попили, поели машут руками вверх-вниз
Ши-ши полетели
На головку сели,
Ладушки запели. кладут руки на голову.
Воспитатель: Посмотрите, вот и бабушка к вам пришла. Воспитатель одевает платок на голову.
Бабушка: Ребята я приглашаю вас к себе в гости. Я покажу вам, кто у меня живёт. Бабушка ведет детей в «домик». На лавочке сидит кот -игрушка.
Воспитатель: Дети, кто сидит на лавочке? Кто нас встречает?
«Бабушка» и дети гладят кота и «бабушка» читает потешку:
Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы —
Удивительной красы-показывают усы.
Зубки белые-показывают зубки

Глазки смелые-показывают глаза.
Мы котика погладили, и он замурлыкал:»Мур-мур-мур».-говорит воспитатель.
Воспитатель: Как кот мурлыкает? Как кот мяукает?
Воспитатель: Мяукает котик, хочет попить молочка. Какие животные дадут бабушке молочка для кота?
Дети: Корова, коза.
Бабушка: Пойдёмте за забор и посмотрим на этих животных.
За забором стоит корова-игрушка.
Воспитатель: Дети, кто это стоит?
Дети: Корова.
Воспитатель: Это стоит корова, и говорит:»му».Как говорит корова?
Воспитатель читает потешку:
Уж как я свою коровушку люблю.
Уж как я то ей крапивушки нажну,
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта,бурёнушка моя!
Уж как я мою коровушку люблю,
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек бурёнушка дала.
Воспитатель: Как я ласково называла корову?
Дети: Коровушка, бурёнушка.
«Бабушка»: Дети, посмотрите, какая красивая наша корова.У коровы большие добрые глаза.
Какие у коровы глаза?
Дети: большие, добрые.
Воспитатель: у Коровы маленькие рога. Где у коровы рога и какие они?
«Бабушка»: Посмотрите, ребятки, кто ещё стоит тут у нас за забором ?
-за забором стоит игрушка-коза..
Дети: коза.
Воспитатель и дети рассматривают козу: на голове у козы -рога ,а говорит коза-«ме-е»
Как говорит коза?
«Бабушка» коза сказала нам -«ме-е», а это значит, она приглашает нас поиграть.
Проводится игра-инсценировка по потешке «Идёт коза рогатая».
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая-дети из пальцев строят рожки на голове.
Ножками топ-топ-топ- топают ногами.
Глазками хлоп-хлоп-хлоп- хлопают глазами.
Кто каши не ест,молока не пьёт-
Забодает, забодает,забодает.- строят рога из указательного пальца и мизинца.
«Бабушка»: ребятки,кто же даст молочка нашему котику?
Дети: корова и коза.
Попил кот молока, замурлыкал, хочет спать, а мы давайте споём ему колыбельную песенку:
Котя, Котенька, Коток,
Котик серенький хвосток,
Приди, котик ночевать, прибаюкивать.
Дети вместе с воспитателем повторяют потешку 2-3 раза.

Статья для родителей «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста»

 

Двигательная активность в первые годы жизни – фундамент для здоровья человека.
И. А. Аршавский

В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной. Решать эту важную проблему необходимо в первые, самые ответственные для ребёнка годы жизни. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека.
По исследованиям известных физиологов доказано, что здоровье можно формировать, воспроизводить, увеличивать, а не только сохранять. Основным фактором, формирующим здоровье ребёнка, является двигательная активность.
Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма. Улучшается не только здоровье, но и эмоциональная, волевая, познавательная сферы малыша. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше интеллектуально развивается ребёнок. Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребёнка. Важно так организовать жизнь ребёнка, чтобы он полностью удовлетворял свою потребность в движении. Сколько же должен двигаться ребёнок в течение дня? Это зависит от возраста, пола, времени суток, года, индивидуальных особенностей детей, условий, в которых растёт малыш. Дети 2-3 лет за сутки преодолевают примерно 2,5-3 км. Мальчики двигаются больше. Летом потребность в движениях больше. В течение суток наибольшая двигательная активность с 09.00 до 12.00 и с 17.00 до 19.00 часов.
Важную роль в развитии движений играет организованная деятельность по физическому развитию в режиме дня. Особое внимание необходимо уделять подбору упражнений. Для этого следует учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности в развитии детей раннего возраста. Учитывая эти особенности и возможности детей, правильно руководствоваться формированием движений.
Исследователи в области физического воспитания детей раннего возраста (Т.И.Осокина, С.Я.Лайзане, В.А.Шишкина и др.) отмечают, что в раннем возрасте нужно не развивать какие-то определённые способности, а укреплять различные мышечные группы, вырабатывать пластичность высшей нервной деятельности. В этом возрасте преобладают движения, в которых участвуют крупные мышечные группы. Многократное повторение приводит к выработке согласованности в работе рук, ног, туловища, развитию координации движений, сохранению устойчивого равновесия.
У детей формирование движений происходит на основе навыков самостоятельной ходьбы. Ходьба недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма: слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног. Овладение ходьбой влияет на эмоциональное состояние ребёнка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Всё это вносит значительные изменения в общее развитие ребёнка.
У ребёнка этого возрастного периода оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ещё пока ему прыжков. Малыша необходимо упражнять в ходьбе и лазанье, учить преодолевать различные препятствия (перешагивания через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т.п.). Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики. Выполняя действия с предметами, ребёнок познаёт свойства, вес, форму, цвет. Происходит развитие мелкой моторики, а это развитие и созревание коры головного мозга, развитие звуковой культуры речи.
У детей тонус мышц сгибателей преобладает над тонусом мышц разгибателей (неск. согнута голова, полусогнутые ноги). Поэтому значимыми для развития являются ОРУ – «школа управления движениями».
Огромное значение в качестве выполнения принадлежит имитация с целью эмоционального воздействия на ребёнка.
Восприятие действия необходимо обозначить словом, образуется связь между словом и движением. На выдохе произносить с детьми слова и звуки.
Быстрая утомляемость требует частую смену движений. Одномоментно ребёнок может двигаться до 1,5-2 мин. В процессе смены движений происходит поочерёдное напряжение и расслабление разных групп мышц, что обеспечивает ребёнку отдых.
Ребёнок постепенно учится согласовывать свои движения с движениями других детей. Всё большее место начинают занимать подвижные игры.
Важно создавать и поддерживать положительный эмоциональный тонус.
Положительные эмоции – главный стимул для побуждения ребёнка к действиям.
Потребность в движениях у всех детей разная. В развитии ребёнка необходимо учитывать его уровень подвижности (малый, средний, большой).
Дети с высокой подвижностью – суетливы, неуравновешенны, неточны в движениях, они быстро утомляются, но не замечают этого. Нервная система истощается, нарушается сердечный ритм. Прекращать резко деятельность нельзя, важно развивать умение управлять своими движениями. Например: пробежать по узкой дорожке, проползти через препятствия, выполнить комплекс упражнений под определённый музыкальный ритм.
У детей, которые мало двигаются,  формируется неуверенность в себе. Насильно в двигательную деятельность включать их нельзя, важно заинтересовать помочь, вселить уверенность.
Физическое развитие детей зависит от условий, в которых развивается малыш, от правильно организованной внешней развивающей среды.
Двигательная деятельность должна организовываться на основе годового, квартального, ежедневного планирования с учётом решения основных оздоровительных, образовательных, воспитательных задач.
Физическое развитие осуществляется в течение всего дня (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, физкультминутки, подвижные и малоподвижные игры). Прежде всего решаются оздоровительные задачи.
С этой целью наиболее значимы дыхательные, пальчиковые, коррекционные гимнастики (это лазание, корригирующая ходьба, упражнения для профилактики плоскостопия), самомассаж, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения (это прыжки на матах, батуте, хлопки, притопы, «качалки», кратковременные висы и т.п.). Все здоровьеукрепляющие гимнастики необходимо проводить в игровой форме с приподнятым настроением и положительными эмоциями.
Исходя из анатомо-физиологических особенностей в развитии детей раннего возраста необходимо тщательно подбирать упражнения для развития и воспитания. Знать и соблюдать технику в выполнении упражнений, осуществлять «страховку», соблюдать технику безопасности, не использовать запрещённые упражнения, чтобы не навредить здоровью ребёнка. Необходимо создавать условия не только в дошкольном учреждении, но и в семьях, информировать родителей, приобщать их к совместной оздоровительной деятельности.
При правильной двигательной активности в дошкольном учреждении и дома ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками.

 

 

 

 

Беседа «Гигиенические требования к одежде и обуви ребенка».

Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшения физического развития ребенка, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к его одежде и обуви.

 

Требования к летней детской одежде.

В летний период большая часть деятельности детей в ДОУ проходит на улице. Необходимо следить за тем, чтобы одежда для летних прогулок , занятий на свежем воздухе соответствовала погодным условиям и была комфортной для ребенка. Ткань для детской одежды не должна электризоваться и пиллинговаться (образовывать катышки). Для летней одежды предпочтительнее натуральные ткани ( батист, ситец, лен, шелк). Одежда должна подходить ребенку по размеру. Тесная или облегающая одежда способствует появлению потницы, а ее швы и окантовка натирают кожу ребенка при движении.

 

 В покрое детской одежды рекомендуется избегать следующих элементов: пояс, стягивающая резинка, глухой воротник.

  Обеспечить хорошую вентиляцию кожи ребенка помогут: открытый ворот( вырез), широкая пройма, короткий рукав ( или одежда без рукавов).

 

В полдень, когда активность солнца достигает своего максимума, не следует надевать на ребенка очень открытую одежду (топики, сарафаны, майки), т.к. в ней тело в большей степени подвержено воздействию солнечного излучения. Собирая ребенка в детский сад , родителям следует помнить о том, что в течение дня температура воздуха может измениться. Как правило, в утренние часы она ниже, чем в полдень. Поэтому необходимо подбирать одежду так, чтобы ребенок мог снять часть ее в случае необходимости. Перегрев и чрезмерное потоотделение могут спровоцировать простудные заболевания. Голова ребенка должна быть защищена от солнца. Следует отдавать предпочтение уборам, выполненным из натуральных тканей. Синтетические материалы могут привести к опрелостям и появлению перхоти. Головной убор должен плотно прилегать к голове, иметь поля или козырек. Когда ребенок находится в тени, головной убор лучше снимать.

 

Требования к одежде детей :

 Температура воздуха  18-20*С

Одежда:

— х/б белье, платье из полушерстяной или толстой х/б ткани, колготы, на ногах туфли.

Допустимое число слоев одежды в области туловища  —  2-3 слоя

 

 Температура воздуха  21- 22 *С

Одежда:

—  х/б белье, платье (рубашка) из тонкой х/б ткани с коротким рукавом, гольфы, на ногах легкие туфли или босоножки.

Допустимое число слоев одежды в области туловища  — 2 слоя

 

 Температура  23 *С  и выше

Одежда :

— тонкое х/б белье или без него, легкое платье, летняя рубашка без рукавов, носки, на ногах босоножки.

Допустимое число слоев одежды в области туловища   —  1-2 слоя

 

Как правильно выбрать детскую обувь .

 

Стопа — важная часть скелета человека. Она служит « фундаментом» организма, принимает на себя нагрузку всего тела во время движения. У маленьких детей стопы гибкие и мягкие, и пока кости еще не окрепли, очень чувствительны к любому давлению и нагрузкам. Если обувь мала или плохо облегает ногу, стопа будет стремиться приспособиться к форме обуви и может сформироваться неправильно, у ребенка развивается плоскостопие.

 

Во время примерки обуви следует обращать внимание на то, чтобы перед большим пальцем оставалось пространство в 1 см. Для этого примеряющий обувь ребенок должен стоять, а не сидеть. Только если стопа несет всю массу тела, можно выяснить действительную длину и ширину стопы.

 

Детская обувь не должна быть и слишком большой, поскольку она будет недостаточно поддерживать и фиксировать ногу ребенка. Стараясь удержаться в ботинке, нога малыша будет в постоянном напряжении, что может привести к неправильному формированию стопы. Ботиночки не должны быть слишком свободными в пятке и подъеме, обувь должна плотно обхватывать ногу.

 

В приобретаемой обуви не должно быть складок, рубцов, бугров и т. п. Подошва не должна царапать или пачкать пол. Исключается наличие запаха, выделение химических ингредиентов во внутриобувное пространство и окружающую среду в любых условиях быта и сезонов года.

 

         Не рекомендуется донашивать обувь за другими детьми. Даже если ее размер и полнота совпадают, обувь изнашивается индивидуально. Характер износа отражает особенности строения ног предыдущего владельца, и пользование такой парой обуви может привести к мышечным расстройствам, деформации.

 

Ноги ребенка сильно потеют, поэтому важно, чтобы обувь давала возможность ногам «дышать» позволяя избежать дискомфорта, неприятных запахов и грибковых заболеваний кожи. Лучше всего выбирать обувь из натуральных материалов ( натуральной кожи, текстиля) , либо обувь с перфорацией, применением специальных мембранных материалов.

 

       Таким образом, выбирать обувь для дошкольника желательно с учетом следующих рекомендаций:

*обувь не должна быть заужена в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца;

*чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние — могут появиться потертости, мозоли;

*подошва должна быть гибкой;

*высота каблука не более 1 см;

*обувь должна иметь фиксированный задник ( позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу);

*обеспечивать прочную фиксацию в носочной части ( открытый носок в сменной обуви не способствует устойчивому положению стопы и создает угрозу травматизации пальцев стопы);

*обеспечивать прочную фиксацию голеностопного сустава стопы;

*в сменной обуви не допускается использование стелек с выпуклостью в подсводном пространстве;

*не рекомендуется носить туфли типа ( лодочки) , домашние тапочки, кроссовую обувь, туфли с нефиксированным задником;

*в качестве сменной обуви в детском саду рекомендуются сандалии с частично закрытой носочной частью и фиксированным задником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Консультация  для родителей

«Режим — залог здоровья и нормального развития дошкольника.»

Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Он способствует нормальному развитию ребенка, его здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине.

Режим не только организовывает ребёнка, но и стоит на страже его здоровья. Плюс к этому, вырабатываются полезные привычки, укрепляется воля, развивается организованность ребёнка. Можно сказать, что режим дня – это выверенное и продуманное чередование труда, отдыха, питания и сна, в соответствии с возрастом малыша. Конечно, чтобы режим дня превратился в привычку, потребность, родителям надо не только учить ребёнка этому, но и показывать на собственном примере важность и пользу режима. Помните, что именно в детстве закладываются все те хорошие привычки, которые затем, во взрослой жизни, помогут ребёнку.

Все родители пережили особенно напряженный период, когда только что явившийся в мир человек должен приспособиться к необычным условиям. Облегчить эту адаптацию — приспособление к жизни — родители обязаны организацией определенного режима: в определенные часы кормление, сон, бодрствование, пребывание на свежем воздухе и т. д. По мере роста ребенка распорядок его будет меняться.

Но на всю жизнь должна сохраниться основа, заложенная в раннем детстве — чередование всех форм деятельности организма в определенном ритме. Воспитать в ребенке чувство ритма — не слишком сложно: самой природе присущ ритм.

Малыш легко привыкает к предложенному ему режиму. Но родителям и другим окружающим взрослым соблюдать его без перебоев оказывается трудно: то жаль в хорошую погоду вовремя уйти с прогулки или прервать интересную игру, то произошла задержка с приготовлением пищи. А мозг ребенка фиксирует эту неустойчивость режима, и потому так трудно выдерживать его, когда ребенок становится старше и начинает просить «чуть-чуть» задержаться, опоздать, отложить и т. д.

Между тем именно соблюдение режима позволяет ребенку выработать необходимые для жизни реакции и рефлексы, сохранять и укреплять здоровье при напряженной смене различных раздражителей.

Важнейший компонент режима — сон. Дошкольники  дома обычно встают в определенные часы (перед уходом в детский сад ). Но ложатся спать в одно и то же время редко. Недосыпание вызывает постоянное чувство вялости, расслабленности или, наоборот, возбуждения. И то, и другое пагубно отражается на общем развитии.

С первого дня жизни надо учить ребенка ритму во всем — в питании, труде, отдыхе, даже в опорожнении кишечника и мочевого пузыря. Беспорядочная деятельность последних вначале мешает отучить малыша пачкать штанишки, а в дальнейшем — может способствовать различным нарушениям функций этих органов.

Сон в определенные часы суток в чистой отдельной постели, в свободном ночном белье восстанавливает затраченную за день энергию.

В течение дня — лучший вид отдыха для ребенка -подвижные игры, занятия физкультурой и спортом. Кто из родителей не знает о значении закаливания и физкультуры в укреплении организма ребенка, повышении его устойчивости ко многим заболеваниям. Большинство из них умеет проводить закаливание осторожно и систематически, широко используя воздух, воду и солнце (комнатные воздушные ванны, пребывание на свежем воздухе и т. д.) . Но в значении активных действий для здоровья ребенка многие не убеждены. Наоборот, некоторые матери и отцы, дедушки и бабушки предпочитают, чтобы ребенок играл в «тихие» (спокойные) игры, меньше бегал и прыгал, что ведет к излишней вялости. Сдерживая стремление ребенка бегать, прыгать родители неосознанно наносят вред здоровью ребенка. Составляют режим дня с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребенка. Режим дня предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Приучать ребенка к соблюдению режима дня необходимо с первых дней его жизни. Это не только облегчает уход за младенцем, но с возрастом постепенно приучает ребенка к порядку и опрятности.

Формирование здорового образа жизни – это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Такой образ жизни создаёт у них мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее самочувствие.

Сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребёнок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придётся сталкиваться.

Правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием — залог нормального роста и развития ребенка. У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой, ритмикой и т. д. Родителям остается следить за тем, чтобы дома, в выходные дни, режим не отличался от установленного в детском саду и ставшего для ребенка привычным. Если сын или дочь воспитываются дома, также надо выработать строгий режим и следить за его неуклонным выполнением. Они должны в одно и то же время ложиться спать и вставать, ходить гулять. Таким образом, режим дня — это режим жизни. И насколько более тщательно родители продумают режим дня своего ребенка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразится на всех сторонах жизни и здоровья вашего ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры в адаптационный период с детьми 2 — 3 лет

Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действиях сопровождаемых улыбкой, ласковой интонации проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всего выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

Игры — развлечения

Иди ко мне

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает:    » Какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

Пришел Петрушка

Материал. Петрушка, погремушки.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Выдувание мыльных пузырей

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

Хоровод

Ход игры. Воспитатель держит ребенка руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю. Вариант игры:

Вокруг розовых кустов.

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг.

Дружно прыгаем мы вдруг,

ГЕЙ! Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

Солнечные зайчики

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

Покружимся

Материал. Два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также   покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь.

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

Прячем мишку

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

Хоровод с куклой

(проводится с двумя-тремя детьми)

Материал. Кукла средних размеров.

Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красева).

Вариант: игра проводится с мишкой.

Дидактические игры

Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Игра с собачкой

Материал. Игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там? Это песик в гости к нам. Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка, Пете лапу! Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

 

Собирание «сокровищ»

Материал. Корзина.

Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

Делаем коллаж

Материал. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи и т. п.

Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т.д.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазывать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.

(Игра способствует развитию творческих навыков).

Ловись, рыбка

Материал. Картонная коробка, металлические пробки от бутылок («рыбки»), магнит, палочка и веревка (для удочки).

Ход игры. В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки (или тесемки) привязывают палочку, а к другому — брусок магнита. Воспитатель показывает ребенку, как выуживать «рыбок» из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рыбу.

После того как будут извлечены все пробки, взрослый считает их («Вот сколько рыб мы поймали!»), и игра начинается сначала.

(Игра способствует развитию согласованности движений.)

Покатаемся на лошадке

Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно». Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание — громко и четко.

(Игра развивает речевую активность).

Дуть во что-нибудь и на что-нибудь

Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.

Книжка — угадай-ка

Материал. Записная книжка с проволочной спиралью.

Ход игры. Наклеивают в записной книжке через страницу (на правой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.

(Игра развивает воображение и логическое мышление).

Забава с увеличительным стеклом

Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое).

Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти — это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т.д.

(Игра развивает наблюдательность).

Вместе с мишкой

Материал. Игрушечный медвежонок.

Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, нравится стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т.п.

Игры с пальчиками

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Кто в кулачке?

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

Игра с кистями рук

Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими — это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем — «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.

Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т.п.

Солим капусту

Ход игры. Воспитатель делает жесты руками, аналогичные словам стишка:

Мы капусту рубим, рубим, (ладонь к ладони, изображаем топорик)

Мы капусту мнем, мнем, (раскрываем и сжимаем кисти рук, шевеля пальцами)

Мы капусту солим, солим (перебираем пальчиками)

Мы морковку трем, трем. ( трем воображаемую морковь на терке, кулаком одной руки       водим по ладони другой)

Подвижные игры

Мяч в кругу

Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

Все дальше и выше

Материал. Яркий мяч.

Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.

Упражнение повторяется с другим ребенком.

Бегом к дереву

Ход игры. В двух-трех местах участка — к дереву, к двери, к скамейке — привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку; «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается делать.

После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери и т. д. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения.

Еле-еле, еле-еле

Ход игры. Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.

Мы топаем ногами

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами.

Мы хлопаем руками.

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем. (Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.

Мяч

Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

Огуречик — огуречик…

Ход игры. На одном конце площадки — воспитатель (ловишка), на другом — дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

Солнышко и дождик

Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» {в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» — бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

Поезд

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я — паровоз, а вы — вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», — говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

(Эта игра способствует отработке основных движений ~ бега и ходьбы.)

Догонялки

(проводится с двумя-тремя детьми)

Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

Вариант: игра проводится с мишкой.

Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.