Участие в городском творческом конкурсе «Книжка-малышка»

Муниципальный образовательный проект
«ТАКИЕ РАЗНЫЕ КНИГИ»
во второй группе раннего возраста « Малышок»

Актуальность проекта

Одной из главных проблем современного общества является приобщение ребенка к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается, интерес к чтению стал падать. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.

В раннем дошкольном возрасте дети делают первые шаги в мир художественной литературы и проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители плохо знают русские народные сказки, авторские сказки, писателей – сказочников.

В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге. Книга — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Книга — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. В дошкольном возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному, а сказки написаны в книгах.

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.

С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора. Книга помогает ребенку познавать мир, развивает любознательность. Книга не только источник познания – она призвана выполнять задачи нравственного и эстетического воспитания, пробуждать любовь к родному языку, к родной стране, к её природе и людям, развивать чувство прекрасного. Жизнь ребенка становится полнее и содержательнее от того, что в неё входят герои детских книг. При работе с детьми, особую роль следует уделять иллюстрациям, в осознании текста. Они помогают малышу понять прочитанный текст.

Видно, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. В соответствии с ФГОС восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг.

Цель проекта: Формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность, развитие речи детей младшего возраста. Формирование интереса детей к художественной литературе в тесном взаимодействии с семьей.

Задачи проекта:  

  1. Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки.
  2. Расширять представления о жизни и творчестве детских писателей – сказочников.
  3. Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.
  4. Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.
  5. Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
  6. Учить изображать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками.
  7. Развивать у детей уверенность в своих силах, учить самостоятельно искать пути решения творческих задач, умение действовать по собственной инициативе.
  8. Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.

9.Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.

  1. Приобщать современных родителей к чтению сказок детям; ввести традицию семейного чтения.

11.Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе  совместной творческой деятельности.

  1. Сформировать у ребенка устойчивый интерес к книжной культуре.
  2. Развивать у ребенка речь в результате прослушивания и последующего пересказа различных произведений для развития эмоциональной и творческой активности.

Развивать память ребенка посредством заучивания стихотворений.

15.Развивать у детей бережное отношение к книге, учить детей ремонтировать книги.

Развивать у детей творческие способности (на основе изготовления работ-сюрпризов, изготовления книжек – малышек)

17.Обучать родителей умению развивать способности своего ребенка, выполнять работу вместе с ребенком (изготовление совместных поделок дома и в саду – обложка любимой книжки, любимые герои и др.)

18.Развивать у детей умение анализировать поступки главных героев, сравнивать их с собственными поступками, делать выводы.

19.Обучать умению слушать произведение, изображать характер главного героя посредством рисунка, лепки, театральных постановок.

Расширять знания детей о различных жанрах литературы, авторах, произведениях.

21.Изучать и находить более эффективные методики приобщения детей к книжной культуре.

Выявлять знания детьми детских сказок посредством игровой деятельности.

Тип проекта : познавательно – творческий, долгосрочный.

Вид проекта : групповой

Продолжительность проекта: ноябрь 2020- май 2021 г.

Участники проекта: дети 2 группы раннего возраста « Малышок», воспитатели, родители.

Возраст детей 2,5 — 3 года.

Образовательная область: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Необходимый материалы:

— детская литература с произведениями соответственно возрасту;

— детские энциклопедии, журналы;

— загадки о названиях сказок и их героев;

— разрезные картинки, пазлы по сказкам;

— игры –лото;

— настольные и пальчиковые театры;

— ширмы;

— театральные костюмы для постановки сказок;

— бумага, пластилин, природные материалы;

— раскраски с изображением героев и сюжетов сказок;

— фотоаппарат.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.

  • Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
  • Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного, настольного театра (педагогом).
  • Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.
  • Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.

Предполагаемый результат проекта:

  • Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок.
  • Дети знают, что сказки бывают авторские и русские народные, знают некоторых писателей – сказочников: К.И. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршак, В. Сутеев.
  • Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый,  настольный, театр масок) в самостоятельной деятельности.
  • Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.
  • Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
  • Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.
  • Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, оформляется выставка детских творческих работ.
  • Родители принимают участие в выставке совместных рисунков с детьми «Мой любимый сказочный герой» и конкурсе «Книжка – малышка».
  • Повышается интерес детей к чтению и художественной литературе.
  • Формируется умение слушать  знакомые произведения без наглядного сопровождения.
  • Осознание родителями значимости книги в воспитании детей дошкольного возраста.
  • Возрождение чтения в кругу семьи.

 

 

                                Этапы реализации проекта

 Реализация проекта рассчитана на 32 недели: с «01» ноября 2020 года по «31» мая 2021 года.

Этап Цель Сроки
1 Подготовительный

этап

·         Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

·         Постановка цели и задач.

·         Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

·         Подбор наглядно- дидактического материала.

01.11.2020-15.11.2020
2 Основной этап Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта с учетом интеграции образовательных областей и участия родителей ( законных представителей) воспитанников. 09.11.2020-

21.05.2021

3 Заключительный этап Сбор и обработка методических, практических материалов, соотношение поставленных и прогнозирующих результатов с полученными, обобщение материалов проекта. Дальнейшее использование во всех видах деятельности.

Участие в конкурсе книжек — малышек..

24.05.2021- 31.05.2021

 

 

 

Список литературы:

  1. И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
  2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.
  3. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». — М. : ТЦ Сфера, 2006.
  4. Веракса Н. Е. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» — М.: Мозаика-синтез, 2010.
  5. Шеховцева Л. Д. Роль книги в развитии ребёнка
  6. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста 1 – 3 года; Мозайка – Синтез – Москва 2010
  7. Дунаева Н. О. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка/ Дошкольное воспитание – 2007 №6

 

Интернет ресурсы: сайты:

  1. Статья. Первое знакомство с книгой.

http://mirknigsch.ucoz.ru/publ/pervoe_znakomstvo_s_knigoj/1-1-0-9

  1. Как помочь ребенку полюбить книги.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-53526/

  1. Совместное чтение родителей с детьми http://sarschool76.narod.ru/rek_sp6.pdf
  2. Родители и дети вместе в мире книг http://mirknigsch.ucoz.ru/publ/roditeli_i_deti_vmeste_v_mire_knig/1-1-0-11
  3. http://dochkiisinochki.ru/ctixi-agnii-barto-pro-igrushki.html
  4. http://my-nevalyashki.ru/index.php/konsultatsiya-dlya-roditelej-prevratim-chtenie-v-udovolstvie

 

План мероприятий проекта

Подготовительный этап

Название мероприятия Сроки Результат. Итоговое мероприятие.
1. Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

 

01.11.2020-15.11.2020  
2. Анализ соответствия содержания развивающей предметно –пространственной среды группы целям и задачам Проекта 01.11.2020-08.11.2020 Результаты соответствия содержания развивающей предметно- пространственной среды группы
3. Выявление индивидуальных особенностей отношения воспитанников к слушанию и восприятию художественных произведений 01.11.2020-08.11.2020 Проанализировать интерес , отношение воспитанников к слушанию литературного произведения. Представление обобщенных результатов педагогического наблюдения.
4. Проведение анкетирования родителей по теме «Книга в вашем доме»

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед.

 

01.11.2020-01.11.2020 Проанализировать результаты анкетирования родителей. Представление обобщенных выводов.
5. Разработка плана основных мероприятий Проекта 10.11.2020-13.11.2020 Выбрать наиболее эффективные формы, методы и средства организации работы с детьми и родителями для реализации проекта
6. Подготовка материалов и оборудования для реализации Проекта 09.11.2020-15.11.2020 Подбор методической и художественной литературы, буклеты для родителей, наглядные дидактические пособия, иллюстрации, подборка атрибутов для обыгрывания, игрушек – персонажей, создание картотек аудио и видео- мультфильмов, сказок, музыкальных композиций.

 

 

Блок 1

«Русский фольклор: потешки, считалки, игры»

Чтение произведений

Чтение потешек, считалок, закличек, колыбельных песен, игры «Паучок- паучок», «Люли, люли, люленьки», «Козонька рогатая», «Гуси-гуси», «Киска брысь»,

«Большие ноги», «Огуречик- огуречик», «Солнышко – солнышко», «Божья коровка», «Ладушки»

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Разучивание потешек

Пальчиковые игры: «Сорока – сорока», «Зайки», «Этот пальчик», «Замочек», «Ладушки», «Коза рогатая» и др.

Рассматривание иллюстраций, картинок по данной теме. Подвижные игры; дидактические игры; Проведение НОД по ознакомлению детей с русским народным творчеством на тему «Потешки о домашних животных». Проведение НОД по развитию речи на тему «Потешки»

Проведение НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник «Милая овечка» Использование элементов театрализованной деятельности (пальчиковый театр, театра настольной игрушки, театр мягкой игрушки)

Обогащение РППС

Использование атрибутов для театрализованной деятельности, театрализованный уголок; иллюстрации, коллажи.

Изготовление крупных пазлов по сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».

Работа с родителями

Консультация для родителей «Значение книги в жизни ребенка».

Памятка «Как работать с книгой».

Папка – передвижка «Семейное чтение»

Итоговое мероприятие

Итоговое развлечение «В гости к солнышку»

 

Блок 2

«Русские народные сказки для малышей »

Чтение произведений

«Курочка Ряба», « Репка», « Колобок», « Теремок», « Три медведя»,             « Маша и медведь», « Поросятки и волк», « Кот, петух и лиса» и др.

Слушание народных произведений: «Жили у бабуси», «Серенький козлик», «Каравай».».

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Использование художественной литературы при проведении режимных моментов;

Дидактические игры:

«Разыграй свою сказку»

«Составь сказку по серии картинок»

«Назови сказку»

«Узнай сказку по иллюстрации» (учить отгадывать сказку по иллюстрациям)

«Что сначала, что потом»

«Из какой сказки пришёл герой?» (учить отгадывать сказку по репликам сказочного героя)

«Узнай по описанию»

«Путаница»

«Доскажи словечко» (загадки о сказках)

«Собери сказку из частей»

«Какое настроение у сказочного героя?»

Кубики «Любимые сказки»

«Спасаем Колобка»

Рассматривание иллюстраций, картинок по сказкам.

Раскрашивание иллюстраций по сказке «Колобок»

Слушание аудио-сказок «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Снегурушка и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Кот петух и лиса»

Проведение НОД по лепке «Репка»

Проведение НОД по изобразительной деятельности «Кого встретил Колобок»

Проведение НОД по физ. культуре по сказке «Колобок»

Проведение НОД по сказке «Три медведя»

Показ кукольного театра «Колобок», настольного театра «Теремок», пальчикового театра «Репка», инсценировка сказки «Репка».

Обогащение РППС

Обновление настольного и пальчикового театра;

Оформление родительского уголка;

Оформление и обновление книжного уголка

Создание макета по сказке «Курочка Ряба».

 

Работа с родителями

Консультация «Роль сказки в развитии детей раннего возраста».

Папка – передвижка «Дети и театр», «Роль сказки в воспитании детей»

Фотовыставка «Сказка перед сном».

Выставка совместных работ родителей с детьми «Любимый сказочный герой»

 

Итоговое мероприятие

Инсценировка русской народной сказки «Колобок»

Блок 3

«Авторские сказки для самых маленьких » (В. Сутеев, К. Чуковский, Б. Заходер и др.)

Чтение произведений

К. Чуковского  «Телефон», « Доктор Айболит», « Путаница», «Федорино горе», « Муха Цокотуха», « Краденое солнце»,  В. Сутеев « Три котенка», « Кто сказал Мяу», « Под грибом», « Цыпленок и утенок», « Капризная кошка», « Петух и краски».

 

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Рассматривание иллюстраций к произведениям.Раскрашивание иллюстраций «Петушок»

Просмотр мультфильмов по сказкам В. Сутеева.

Досуг  «Кто сказал Мяу»

Настольная игра «Котики и мышки».

Дидактическая игра «Домашние животные и их детёныши».

Дидактическая игра «Один-много».

Проведение НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Три котёнка».

Проведение НОД по изобразительной деятельности «Цыпленок и утёнок»

 

Обогащение РППС

Пополнение книжного уголка.

Обогащение иллюстраций по теме.

Работа с родителями

Папка — передвижка «Почему дети рвут книги», «Как превратить чтение в удовольствие»

Консультация «Использование театрализованной деятельности в работе с неуверенными детьми»

Памятка «Правила пользования книгой»

Изготовление книжки – малышки семьёй Киселёвых.

 

консультации (смотреть)

Итоговое мероприятие Развлечение «Сказки дедушки Корнея»

 

Блок 4

«Произведение о животных »

(Е.Чарушин, К. Ушинский, С. Маршак и др.)

 

Чтение произведений  «К. Ушинского «Рассказы о зверятах», « Васька», « Лиса Патрикеевна», Е. Чарушина «Кошка», «Курочка», « На нашем дворе», « Лиса и заяц»,

С. Маршак « Сказка о глупом мышонке», «Детки в клетке», «Сказка об умном мышонке», « Где обедал воробей».

 

Совместная деятельность воспитателя с детьми подвижные игры;

-пальчиковые игры;

НОД по развитию речи «Где обедал воробей», «Зоопарк».

Театрализованная игра «Сказка о глупом мышонке».

Раскрашивание иллюстраций по теме.

Обогащение РППС Оформление книжного уголка;

ширмы, иллюстрации о животных;

создание макета по произведению «Детки в клетке».

Работа с родителями Оформление родительского уголка (размещение консультаций, рекомендаций)

Выставка рисунков с применением нетрадиционных методов на тему «Животные» -индивидуальные беседы с родителями «Книга лучший помощник в воспитании ребенка»

Папка – передвижка

«Почему дети не читают».

Итоговое мероприятие Инсценировка «Сказка о глупом мышонке на новый лад»

 

Блок 5

«Произведение А. Барто»

Чтение произведений А. Барто: «Мишка», «Грузовик», «Лошадка», «Козленок», «Бычок», «Зайка», «Мячик», «Слон», «Кораблик», «Девочка –рёвушка» и др..

Совместная деятельность воспитателя с детьми Чтение и заучивание стихов.

Игра «Выбери игрушку, «Прочитай стихотворение».

Подвижные игры «Мой веселый звонкий мяч», «Мишка».

Беседы с детьми «Бережное отношение к игрушкам».

Сюжетно ролевые игры: «Накормим мишку», «В гости к кукле Тане», «Зайка заболел».

НОД по развитию речи «Поможем игрушкам».

Раскрашивание иллюстраций по теме.

Рассматривание иллюстраций к произведениям.

Инсценировка стихов А. Барто «Игрушки».

 

Дид.и пальч. игры, загадки, картотека (смотреть)

Обогащение РППС Изготовление картотеки стихотворений А Барто;

Выставка «Мои любимые игрушки»

(дети приносят из дома любимые игрушки)

 

Работа с родителями Папка – передвижка «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка»,     «Международный день книги».

Памятка «Как развить интерес к чтению».

Создание книжки – малышки семьёй Пашковых.

 

Итоговое мероприятие Участие в городском конкурсе творческих работ «Книжка-малышка» для всей семьи

Проект ТАКИЕ РАЗНЫЕ КНИГИ