Предметно-развивающая среда в ДОУ

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивает реализацию различных образовательных программ и учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также учет возрастных особенностей детей.

Развивающая среда в ДОУ построена на следующих принципах:

  • насыщенность;
  • трансформируемость;
  • полифункциональность;
  • вариативность;
  • доступность;
  • безопасность.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивает свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

 Доступность среды создает условиядля свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

 Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

Предметно-развивающая среда в группах

  • Учебная зона
  • Организованная образовательная деятельность по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, аппликации.
  • Столы и стулья согласно антропометрическим данным детей;
  • Мольберт;
  • Магнитная доска;
  • Фланелеграф;
  • Наборное полотно;
  • Плакаты,
  • наглядные пособия,
  • демонстрационный материал в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Физкультурный уголок

  • Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности.
  • Оборудование для ходьбы, бега, равновесия; для катания, бросания, ловли; для ползания и лазания;
  • Атрибуты к подвижным и спортивным играм.
  • Картотека подвижных игр.

Уголок природы

  • Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности.
  • Календарь природы;
  • Комнатные растения в соответствии с программными требованиями;
  • Сезонный материал;
  • Паспорт растений;
  • Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы;
  • Материал для детского экспериментирования;
  • Обучающие и дидактические игры по экологии;
  • Инвентарь для трудовой деятельности;
  • Природный и бросовый материал;
  • Материал по астрономии (старшая, подготовительная группы).

Уголок развивающих игр

  • Расширение познавательного, сенсорного опыта детей.
  • Дидактический материал по сенсорному воспитанию;
  • Дидактические и настольно-печатные игры; Познавательный материал. Строительная мастерская
  • Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества.

Выработка позиции творца.

  • Напольный строительный материал;
  • Настольный строительный материал: пластмассовые конструкторы (младший возраст – крупные детали, старший возраст – металлические детали);
  • Мягкие строительно-игровые модули;
  • Транспортные игрушки;
  • Схемы и модели для конструирования.

Игровая зона

  • Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр согласно возрасту («Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Почта», «армия», «Космонавты», «Библиотека», «Ателье»); Предметы-заместители.

Уголок безопасности

  • Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности.
  • Дидактические и настольные игры по профилактике ДТП;
  • Макеты перекрестков, районов города;
  • Дорожные знаки в соответствии с программой;
  • Литература о правилах дорожного движения.
  • Краеведческий уголок
  • Расширение краеведческих представлений, нравственно- патриотическое воспитание дошкольников.
  • Государственная символика, символика Дубны;

Наглядный материал:

  • альбомы, картины, фотоиллюстрации, образцы русских костюмов; Предметы русского быта, народно-прикладного искусства;

Художественная литература.

  • Книжный уголок Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей; Портреты писателей, поэтов (старший возраст); Материалы о художниках-иллюстраторах; Тематические выставки.

Театрализованный уголок

  • Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях. Различные виды театров в соответствии с возрастом детей; Элементы костюмов; Ширма; Предметы декорации. Творческая мастерская Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности.

Развитие ручной умелости, творчества.

  • Выработка позиции творца. Бумага разной формы, формата, тона; Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, пластилина; Наличие цветной бумаги и картона; Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации; Трафареты, средства для нетрадиционного рисования и ручного художественного труда.

Музыкальный уголок

  • Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности. Детские музыкальные инструменты; Портреты композиторов (старшая группа); Магнитофон; Набор аудиозаписей; Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные) Игрушки — самоделки; Музыкально — дидактические игры; Музыкально — дидактические пособия.

Уголок дежурств

  • Трудовое воспитание дошкольников. Экран дежурства; Униформа дежурных. Раздевальная комната

Информационно – просветительская работа с родителями.

  • Информационный уголок; Наглядно – познавательный материал для родителей; Выставки детского творчества

Методический кабинет

  • Осуществление методической помощи педагогам.
  • Библиотека педагогической и методической литературы; Библиотека периодических изданий;
  • Пособия для непосредственной образовательной деятельности; Опыт работы педагогов;
  • Материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов;
  • Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми;
  • Иллюстрированный материал;
  • Игрушки, муляжи, гербарии, коллекции семян растений.

Музыкальный зал. Музыкальное воспитание дошкольников.

  • Библиотека методической литературы, сборники нот;
  • Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала;
  • Музыкальный центр;
  • Пианино;
  • Мультимедийная установка;
  • Разнообразные музыкальные инструменты для детей;
  • Подборка аудио и видеокассет с музыкальными произведениями;
  • Ширма для кукольного театра;
  • Детские и взрослые костюмы;
  • Детские стулья и столы.

Физкультурный зал. Физическое воспитание.

  • Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания;
  • Мячи; Маты; Скамейки; Атрибуты для подвижных игр;
  • Магнитофон.