«Система работы ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности ребёнка»

     МАСТЕР – КЛАСС ПРОВЕДЕНИЯ

    РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«БЕЗОПАСНОСТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ»

Цель: повышение педагогической культуры  родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей.

Задачи:
— формирование знаний родителей о возможных опасностях для ребёнка дошкольного возраста;
— сохранение жизни и здоровья детей;
— формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребёнка.

 

Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего собрания: «Безопасность наших детей ». Сегодня нам предстоит обсуждение очень серьёзных вопросов. Безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим.

Важнейшая наша задача — научить ребенка ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности, выработать модели поведения в экстремальных ситуациях.

Основная ответственность взрослых по отношению к детям – это обеспечение безопасной среды, в которой дети могут жить и развиваться без угрозы для их жизни и здоровья. Поэтому мы всегда должны быть во всеоружии, чтобы суметь предотвратить те угрозы, которые могут негативно отразиться на здоровье и жизни детей.

 

Итак, что же такое БЕЗОПАСНОСТЬ?  Как вы считаете? (предположения родителей)

Безопасность — это состояние защищенности от внешних угроз.
     Безопасность – это образ жизни, который гарантирует здоровье и счастливое будущее.
     Безопасность — обеспечение сохранности от угроз жизни и здоровья человека.

— Как вы думаете, что должны делать мы — взрослые, чтобы обеспечить безопасность своих детей? (Ответы родителей).

1) Надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения.
2) Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
3) Развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

— Какие опасности могут подстерегать ребёнка? Выделяется ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека и я предлагаю вам разделить опасности на группы и дать им название.

 

Ребенок и другие люди

Ребенок на улице

Ребенок дома

Ребенок в детском саду

Воспитатель записывает возможные опасности на доске; предлагается материал по нескольким опасным ситуациям.

Воспитатель. Мы определили ряд опасностей, и я предлагаю вам разделиться на группы по количеству опасностей.

Работа в группах. См. приложение 1

Воспитатель. Ваша задача: обсудить в группе ситуацию и сформулировать правила безопасного поведения ребенка в данной ситуации.(Родители на выбор берут темы по безопасности)

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА НА УЛИЦЕ

БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ НА УЛИЦЕ

ВСТРЕЧА С ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ

КОНТАКТЫ С ЖИВОТНЫМИ

РЕБЕНОК ДОМА

РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ

РЕБЕНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ

 Обсуждение результатов работы групп.

Представитель от группы предлагает для обсуждения ряд правил. Составляется общий список правил безопасного поведения ребенка дошкольного возраста и в дальнейшем вывешивается на стенд для подробного изучения.

 

Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. Необходимо выделять такие правила поведения, которые родители и дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Сейчас мы поиграем в игру с помощью, которой уточним знания о том, как уберечься от возможных опасностей в доме. Родители встают в круг, ведущий к центре с мячом.

Заканчивает стихотворение тот, кто поймает мяч.

Дом в порядке содержи.

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки.

Ты на место…. (положи)

Балкон не место для игры,

Без взрослого туда не выходи.

Опасно там играть и веселиться,

Ты можешь с высоты большой…. (свалиться).

Не суй в розетку пальчик –

Ни девочка, ни …. (мальчик)

Его учует только нос.

Ведь невидимка он для глаз.

Живет в плите уж много лет

Опасный, ядовитый (газ).

Когда в кастрюле кипяток,

Не прикасайся к ней, дружок,

Поверь: кипящая вода

Была опасною (всегда)

Сынок хотел, как папа стать

И начал гвозди забивать;

Попал по пальцу молотком-

На рев сбежался целый (дом).

 

Конечно же все родители читают детям сказки. А задавали ли вы себе вопрос: «Почему сказки для маленького ребенка иногда так плохо заканчиваются?» Но, если заглянуть немного глубже в суть, то окажется, что в русских народных сказках всегда есть инструкция о том, что можно сделать, а чего делать нельзя.

Малыш усваивает эти правила с молоком матери. В сказке все сказано и все очень подробно объяснено. Задача родителей состоит в том, чтобы акцентировать внимание ребенка на отдельных местах. А сейчас давайте поиграем в игру:

“Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!”

Какие правила безопасности нарушил герои сказок?

 

Нужно слушаться взрослых (сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Не уходить от взрослых ( Маша и медведь, Три медведя)

Не доверять незнакомым (Колобок и Буратино)

Не открывать дверь чужим (Волк и семеро козлят, и Кр. Шапочка)

Не разговаривать с незнакомцами (Кр. Шапочка и Кот, лиса и петух)

Не брать ничего у незнакомых (Белоснежка и семь гномов)

Как вы думает, нужны ли запреты?

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много, ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать.

Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, их отбор должен быть тщательно продуман.

 

Я предлагаю вам на левой стороне листа выписать те запреты, которые наиболее часто используются родителями. А в правую часть листа нужно написать те запреты, от которых можно отказаться, поскольку их нарушение прямо не угрожает здоровью и жизни жизни детей. См. приложение 2.

 

 

 

 

Выводы

  • Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком — только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
  • Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
  • Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

 

В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Придя домой, спросите себя, какие изменения вы могли бы внести, чтобы обезопасить своих детей. Меры предельно просты. Маленькие дети не осознают риска – у них просто нет опыта, который подсказал бы им, что может навредить, а что – нет. Помогите им его приобрести. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА НА УЛИЦЕ

Готовя своего ребенка самостоятельно ходить в школу или кататься на велосипеде во дворе дома, вы должны обойти с ним весь двор, отмечая потенциально опасные места, например заброшенный дом, плохо освещенное место, высокий кустарник. Заключите договор с ребенком, согласно которому он будет двигаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет нигде срезать путь, особенно на пустынных участках. Этот договор — основа уличной безопасности.

Ребенок должен запомнить следующие правила:

  1. Не выходить на улицу без взрослых.
  2. Не играть на тротуаре около проезжей части.
  3. Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.
  4. Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах).
  5. Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; -детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.
  6. Быть внимательным, но не сверхосторожным и не трусливым.
  7. Хорошо знать все ориентиры в районе своего дома.
  8. Ходить по середине тротуара, не приближаясь к кустам и дверям, особенно заброшенных домов.
  9. Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь.
  10. Не привлекать к себе внимание манерой поведения.

БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Родителям следует помнить, что маленьким детям без взрослых нельзя ездить в общественном транспорте. Но постепенно детей необходимо к этому готовить. Например, ребенок должен хорошо знать свой маршрут, главным образом станцию посадки и высадки. Он должен знать также все ориентиры и названия улиц по пути следования. Объясните ребенку, что он должен все видеть и замечать.

Посоветуйте ребенку садиться рядом с водителем или контролером, ждать автобус только в хорошо освещенном месте. Разумеется, укрепите в ребенке веру в собственный инстинкт. Он должен уйти, как только почувствует какой-то дискомфорт. Если с ним заговорит незнакомец, ему необходимо привлечь к себе внимание окружающих, чтобы при необходимости кто-нибудь мог прийти к нему на помощь.

При пользовании общественным транспортом необходимо соблюдать следующие правила.

  1. Нельзя показывать деньги, привлекая к себе внимание.
  • Нельзя близко подходить к краю дороги во время посадки на автобус, особенно в период гололеда.
  • Нельзя стоять у дверей — это мешает входу и выходу пассажиров.
  1. Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.
  • Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ НА УЛИЦЕ

Дети должны знать безопасные дома на своем пути. Такие дома можно назвать островками безопасности (это могут быть милицейский участок, продуктовый магазин, библиотека, школа). Следует научить ребенка, как обращаться к людям за помощью в опасной ситуации, кто ему в этом может помочь.

Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к милиционеру, охраннику, женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в Сбербанке) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию.

ВСТРЕЧА С ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Дети должны знать ядовитые растения, которые растут во дворе дома, вдоль дороги. Нельзя пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки (например, кислотные дожди) опасным может оказаться даже неядовитое растение. Дети должны знать ядовитые грибы. Никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде.

 

КОНТАКТЫ С ЖИВОТНЫМИ

  1. Можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.
  2. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но при этом надо учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с ними могут привести к травмам, царапинам и укусам.
  3. Не подходить и не трогать руками любых животных с детенышами или птицу с птенцами, так как они часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.

Нельзя дразнить и мучить животных.

РЕБЕНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ.

С раннего детства ребенок должен быть приучен к тому, чтобы не вступать в общение с незнакомыми людьми, если он находится без сопровождающего.

Полиция многих стран считает обязательным для любого ребенка закон четырех «не»:

  1. не разговаривай с незнакомцем;
  2. не садись в машину к незнакомцу;
  3. не играй по дороге домой;
  4. не оставайся на улице с наступлением темноты.

Предлог, которым воспользуется злоумышленник, предсказать невозможно, поэтому конкретные формулы типа «не соглашайся, если тебя зовут посмотреть мультфильмы или предлагают конфету» могут только сбить с толку. Ребенок должен твердо усвоить, что если он один, то на любое приглашение, предложение незнакомого человека следует сказать: «Извините, нет» и отойти.

РЕБЕНОК ДОМА

  1. Детям категорически запрещаетсяпользоваться спичками, газовой плитой, печкой, электрическими розетками, включенными электроприборами.
  2. Детей старшего дошкольного возраста нужно научить правильно обращаться с ножницами, ножом, иголкой.
  3. Взрослые должны хранить в недоступных для детей местах следующие предметы: бытовую химию, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты.
  4. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.
  5. Нужно уметь использовать телефон в случаях возникновения пожара (вызов пожарной службы по номеру 01), в случае получения травмы (вызов скорой помощи по номеру 03).
  6. Нужно знать свой адрес, номера телефонов знакомых взрослых, живущих поблизости.
  7. Нужно уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников.
  8. Нужно уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло.

 РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ

Родители наравне с сотрудниками ДОУ несут ответственность за безопасное пребывание детей в детском саду.

Приводя ребенка в детский сад, родитель обязан знать, что:

  1. Ребенок должен быть эмоционально и физически здоров.
  2. Нельзя приносить с собой: жевательную резинку, мелкие и опасные предметы: пуговицы, кнопки, зажигалки, лазерные игрушки, монеты, лекарственные препараты, мелкие украшения, шнурки, жгуты и т. д., ломаные игрушки и ценные вещи.
  3. Знать, что находится в карманах у ребенка.
  4. Нельзя оставлять в детском шкафчике лекарственные препараты и витамины.
  5. Нельзя приносить продукты питания (молочные, соки, экзотические фрукты, пирожные и торты) .
  6. Нельзя приносить с собой:

— опасные игрушки: дротики, пистолеты, ружья, кинжалы, лук со стрелами, игрушки сомнительного производителя, стеклянные игрушки и т. д.

— острые, режущие, стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы);

-мелкие предметы (бусинки, пуговицы, монеты).

  1. Запрещается ношение в детском саду обуви без задников (шлепанцы — травмоопасны)
  2. Нельзя детям надевать украшения (крупные серьги, длинные цепочки, кольца) .
  3. Одежда и обувь должна соответствовать размеру и росту ребенка.

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

  1. При порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым.
  2. Обязательно рассказать взрослым о том, что случилось, если обжегся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову.
  3. Закружилась голова на солнце — скорее присесть или прилечь в тени и позвать взрослых.
  4. Сильно замерзло лицо на морозе — растереть его легонько шарфом, рукавичкой, но не снегом.

Замерзли ноги — побегать, попрыгать, пошевелить пальцами.

  1. Промокли ноги — переодеться в сухое, не ходить в мокрых носках, обуви.

 

                                 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ЗАПРЕТЫ
Запреты, которые наиболее часто используются родителями Запреты, от которых можно отказаться, поскольку их нарушение прямо не угрожает здоровью и жизни детей
Не разбрасывать вещи

Не грызть ногти

Не садиться за стол с грязными руками

Не бегать по лестницам и др.