« Взаимосвязь в работе воспитателя детей групп раннего возраста и музыкального руководителя ДОУ»

 

                                      Представление педагогического опыта

          по театрализованной  деятельности с детьми  2 группы раннего возраста

                                   « Сказка о глупом маленьком мышонке»

Актуальность.

Театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей в ДОУ.

Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий.

Сегодня широко решается проблема дошкольного образования и воспитания, усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.

По моему мнению, театрализованная деятельность является самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций.

Поэтому, я считаю, что театрализованная деятельность является в дошкольных образовательных учреждениях приоритетной деятельностью, поскольку она,

  • во-первых, приближена к игре, которая, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте;
  • во-вторых, в ней ребенок имеет пространство свободы самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для него способами — движение, мимика, интонация, жесты, поза;
  • в-третьих, литературные произведения знакомят ребенка с накопленным опытом коммуникаций, взаимодействий, поведения, а театрализованная деятельность преобразует этот опыт, который становится индивидуальным, социокультурным.

Рассмотрев, роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – театрализованной деятельности, учитывая актуальность выбранной темы,  мной были сформулированы цель и задачи работы.

 

Цель:  организация театрально-игровой деятельности у детей раннего возраста

 

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми и родителями по театрально-игровой деятельности.
  3. Пополнить игровой центр соответствующими материалами.
  4. Создать картотеку театрализованных игр для применения в работе с детьми.
  5. Приобщать детей к сказкам посредством различных видов театра.
  6. Расширять взаимодействие с родителями воспитанников, привлекая к участию в творческой деятельности группы.

Ход работы:

При решении поставленных задач я планировала работу с детьми с постепенным усложнением и повторением произведений. В содержание занятий по театрализованной деятельности  я включала:

— Игры–имитации образов животных, людей;

— Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета;

— Инсценировки произведений;

— Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);

— Самостоятельная театрально-игровая деятельность.

Ребята познакомились с разными видами театров, с удовольствием принимали участие в показе сказок, в драматизациях, но, некоторые дети оставались пассивными.

Я старалась привлекать малоактивных детей на роли, где меньше слов, проще движения. Поощряла за выход, и готовность выполнить роль. Постепенно дети становились более активными.

Работу по театрально — игровой деятельности я вела в тесном контакте с  музыкальным руководителем и родителями воспитанников.

Сотрудничество с родителями осуществляла в следующих формах:

— выступление на родительских собраниях,

— в изготовлении дидактических игр, книжек-малышек, атрибутов, театральных костюмов и декораций (домик, настольная и напольная ширмы);

—  беседы, оформление папок – передвижек с консультациями;

— участие в праздниках, развлечениях.

Для успешной работы мной создана предметно-пространственная среда:

— оборудован театральный уголок для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров; маски, куклы – перчатки, настольные кукольные и деревянные театры, театр на фланелеграфе, магнитный театр.

— подобраны и оформлены картотеки по играм, артикуляционные и дыхательные гимнастики, создан альбом иллюстраций по сказками и альбом эмоций.

Результат:

В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности  мной было запланировано выступление детей  2 группы раннего возраста перед родителями на выпускном празднике. Дети с радостью показали родителям « Сказку о глупом  маленьком мышонке». Так же малыши поздравили этой сказкой выпускников подготовительной группы.

Я выбрала именно эту сказку потому, что, как мне кажется, именно она наиболее точно отражает достаточно раннее поведение, когда малыш начинает проявлять своё «Я»: не хочет есть кашу, которую предлагает мама; хочет идти самостоятельно, без помощи; протестует против маминых уговоров и предложений. Произведение учит детей полезным для жизни вещам. Так, автор призывает маленьких читателей слушаться родителей. Непослушание часто приводит к бедам. Итак, сказка имеет двойную мораль: капризничать и не слушать родителей – опасное начинание для детей; вседозволенность, быстрые и необдуманные решения, доминирование эмоций, игнорирование здравого смысла – неправильный путь для родителей.                                                                                                             Работу по подготовке к выступлению мы начали за 3 месяца. Детям были предложены роли и небольшие четверостишия для разучивания. Малыши с интересом стали принимать участие в подготовке спектакля, каждое занятие было для них праздником. Ребята старались, как можно более похоже изобразить своего героя и с выражением рассказать свои слова. Была проведена совместная работа с музыкальным руководителем и к каждому персонажу была подобрана своя мелодия. Родители помогали готовить костюмы для выступления.                                                                                          Перед показом сказки в музыкальном зале на празднике дети немного растерялись, ведь это было их первое выступление перед большим количеством людей. Но в итоге всё прошло хорошо и дети, и родители получили массу положительных эмоций.

Вывод:

Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности. Дети стали более эмоциональными, более мобильными. Они учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления открыто.

Данная тема мне нравится, и я буду продолжать работу в этом направлении, учитывая возрастные особенности детей 2 группы раннего возраста

В перспективе я планирую:

Проводить регулярно кружок по театрально- игровой деятельности детей

« Сказка в гости к нам пришла»

— изготовить новые дидактические игры

— дополнить картотеки

— расширить виды театра.

Приложение

 

Действующие лица:

Мышь-мама — Настя

Мышонок — Лера

Утка — Алиса

Жаба — Егор

Лошадь — Глеб

Свинья — Саша

Щука — Маша

Кошка — Даша

Собака — Стёпа

Рассказчик – воспитатель

 

Рассказчик:

Жил да был малыш-мышонок, Капризуля – просто жуть!

На сцену выбегает Мышонок, за ним гонится мама-Мышь. Она пытается его поймать, он убегает. Наконец ей удается поймать его и посадить в колыбельку.

 

Раccказчик:

Пела ночью мышка в норке

 

Мышка-мать:

— Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

 

Раccказчик:

Отвечает ей мышонок

 

Мышонок (капризно):

— Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

 

Раccказчик:

Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки звать

 

Мышка-мать (Подходит к Утке):

— Приходи к нам, тётя утка,

Нашу детку покачать.

 

Раccказчик:

Стала петь мышонку утка

 

Утка (выходит в развалочку):

— Га-га-га, усни, малютка!

После дождичка в саду

Червячка тебе найду.

 

Раccказчик:

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок

 

Мышонок (недовольно):

Фуууу

— Нет, твой голос нехорош.

Слишком громко ты поёшь!

(Утка уходит)

 

Раccказчик:

Побежала мышка-мать,

Стала жабу в няньки звать

 

Мышка-мать (подходит к Жабе):

— Приходи к нам, тётя жаба,

Нашу детку покачать.

 

Жаба (прыгает)

 

Раccказчик:

Стала жаба важно квакать

Жаба:

— Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.

 

Рассказчик:

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок.

 

Мышонок (капризно):

Фууу

— Нет, твой голос нехорош.

Очень скучно ты поёшь!

(Жаба уходит)

 

Рассказчик:

Побежала мышка-мать

Тетю лошадь в няньки звать

 

Мышка-мать (подходит к лошади):

— Приходи к нам, тётя лошадь,

Нашу детку покачать.

 

Лошадь (скачет):

— Иго-го! — поёт лошадка. —

Спи, мышонок, сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок.

 

Мышонок пугается и прячется под стул.

 

Рассказчик:

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок

 

Мышонок (испуганно из под стула):

— Нет, твой голос нехорош.

Очень страшно ты поёшь!

(Лошадь уходит)

 

Рассказчик:

Побежала мышка-мать,

Тетю свинку в няньки звать

 

Мышка–мать (подходит к свинье):

— Приходи к нам, тётя свинка,

Нашу детку покачать.

 

Рассказчик:

Стала свинка хрипло хрюкать,

Непослушного баюкать

Свинья:

— Баю-баюшки, хрю-хрю.

Я морковку подарю, Хрю..

Рассказчик:

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок

Мышонок:

— Нет, твой голос нехорош.

Очень грубо ты поёшь!

(Свинья уходит)

 

Рассказчик:

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки звать

 

Мышка-мать (подходит к щуке):

— Приходи к нам, тётя щука,

Нашу детку покачать.

 

Щука выплывает и только открывает рот.

 

Рассказчик:

Стала петь мышонку щука —

Не услышал он ни звука:

Открывает щука рот,

Да не слышно, что поёт.

 

Рассказчик:

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок

 

Мышонок:

— Нет, твой голос нехорош.

Слишком тихо ты поёшь!

(Щука уплывает)

 

Рассказчик:

Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать

 

Мышка-мать (подходит к кошке):

— Приходи к нам, тётя кошка,

Нашу детку покачать.

 

Рассказчик:

Стала петь мышонку кошка

Кошка (Ласковым голосом):

— Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

 

Рассказчик:

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок

Мышонок:

— Голосок твой так хорош.

Очень сладко ты поёшь!

(Мышонок засыпает. Кошка выпускает когти и готовится съесть мышонка)

С лаем выбегает собака и пугает кошку. Кошка убегает от собаки.

Рассказчик:

Тут собачка гав гав,

прибежала гав гав

Тетю кошку гав гав

Испугала гав гав.

А мышонок под кровать,

Стал он маму поджидать.

(Прибегает мышка-мать и ищет мышонка)

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать.

(Мышка-мать садится и плачет)

 

Рассказчик:

Вылезает тут мышонок,

Говорит он ей спросонок

 

Мышонок:

Голосок твой так хорош!

Лучше всех ты мне поёшь!

(Обнимаются)

Все актёры выходят на поклон.