Представление педагогического опыта
по театрализованной деятельности с детьми 2 группы раннего возраста
« Сказка о глупом маленьком мышонке»
Актуальность.
Театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей в ДОУ.
Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий.
Сегодня широко решается проблема дошкольного образования и воспитания, усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.
По моему мнению, театрализованная деятельность является самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций.
Поэтому, я считаю, что театрализованная деятельность является в дошкольных образовательных учреждениях приоритетной деятельностью, поскольку она,
- во-первых, приближена к игре, которая, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте;
- во-вторых, в ней ребенок имеет пространство свободы самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для него способами — движение, мимика, интонация, жесты, поза;
- в-третьих, литературные произведения знакомят ребенка с накопленным опытом коммуникаций, взаимодействий, поведения, а театрализованная деятельность преобразует этот опыт, который становится индивидуальным, социокультурным.
Рассмотрев, роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – театрализованной деятельности, учитывая актуальность выбранной темы, мной были сформулированы цель и задачи работы.
Цель: организация театрально-игровой деятельности у детей раннего возраста
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме.
- Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми и родителями по театрально-игровой деятельности.
- Пополнить игровой центр соответствующими материалами.
- Создать картотеку театрализованных игр для применения в работе с детьми.
- Приобщать детей к сказкам посредством различных видов театра.
- Расширять взаимодействие с родителями воспитанников, привлекая к участию в творческой деятельности группы.
Ход работы:
При решении поставленных задач я планировала работу с детьми с постепенным усложнением и повторением произведений. В содержание занятий по театрализованной деятельности я включала:
— Игры–имитации образов животных, людей;
— Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета;
— Инсценировки произведений;
— Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);
— Самостоятельная театрально-игровая деятельность.
Ребята познакомились с разными видами театров, с удовольствием принимали участие в показе сказок, в драматизациях, но, некоторые дети оставались пассивными.
Я старалась привлекать малоактивных детей на роли, где меньше слов, проще движения. Поощряла за выход, и готовность выполнить роль. Постепенно дети становились более активными.
Работу по театрально — игровой деятельности я вела в тесном контакте с музыкальным руководителем и родителями воспитанников.
Сотрудничество с родителями осуществляла в следующих формах:
— выступление на родительских собраниях,
— в изготовлении дидактических игр, книжек-малышек, атрибутов, театральных костюмов и декораций (домик, настольная и напольная ширмы);
— беседы, оформление папок – передвижек с консультациями;
— участие в праздниках, развлечениях.
Для успешной работы мной создана предметно-пространственная среда:
— оборудован театральный уголок для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров; маски, куклы – перчатки, настольные кукольные и деревянные театры, театр на фланелеграфе, магнитный театр.
— подобраны и оформлены картотеки по играм, артикуляционные и дыхательные гимнастики, создан альбом иллюстраций по сказками и альбом эмоций.
Результат:
В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности мной было запланировано выступление детей 2 группы раннего возраста перед родителями на выпускном празднике. Дети с радостью показали родителям « Сказку о глупом маленьком мышонке». Так же малыши поздравили этой сказкой выпускников подготовительной группы.
Я выбрала именно эту сказку потому, что, как мне кажется, именно она наиболее точно отражает достаточно раннее поведение, когда малыш начинает проявлять своё «Я»: не хочет есть кашу, которую предлагает мама; хочет идти самостоятельно, без помощи; протестует против маминых уговоров и предложений. Произведение учит детей полезным для жизни вещам. Так, автор призывает маленьких читателей слушаться родителей. Непослушание часто приводит к бедам. Итак, сказка имеет двойную мораль: капризничать и не слушать родителей – опасное начинание для детей; вседозволенность, быстрые и необдуманные решения, доминирование эмоций, игнорирование здравого смысла – неправильный путь для родителей. Работу по подготовке к выступлению мы начали за 3 месяца. Детям были предложены роли и небольшие четверостишия для разучивания. Малыши с интересом стали принимать участие в подготовке спектакля, каждое занятие было для них праздником. Ребята старались, как можно более похоже изобразить своего героя и с выражением рассказать свои слова. Была проведена совместная работа с музыкальным руководителем и к каждому персонажу была подобрана своя мелодия. Родители помогали готовить костюмы для выступления. Перед показом сказки в музыкальном зале на празднике дети немного растерялись, ведь это было их первое выступление перед большим количеством людей. Но в итоге всё прошло хорошо и дети, и родители получили массу положительных эмоций.
Вывод:
Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности. Дети стали более эмоциональными, более мобильными. Они учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления открыто.
Данная тема мне нравится, и я буду продолжать работу в этом направлении, учитывая возрастные особенности детей 2 группы раннего возраста
В перспективе я планирую:
Проводить регулярно кружок по театрально- игровой деятельности детей
« Сказка в гости к нам пришла»
— изготовить новые дидактические игры
— дополнить картотеки
— расширить виды театра.
Приложение
Действующие лица:
Мышь-мама — Настя
Мышонок — Лера
Утка — Алиса
Жаба — Егор
Лошадь — Глеб
Свинья — Саша
Щука — Маша
Кошка — Даша
Собака — Стёпа
Рассказчик – воспитатель
Рассказчик:
Жил да был малыш-мышонок, Капризуля – просто жуть!
На сцену выбегает Мышонок, за ним гонится мама-Мышь. Она пытается его поймать, он убегает. Наконец ей удается поймать его и посадить в колыбельку.
Раccказчик:
Пела ночью мышка в норке
Мышка-мать:
— Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Раccказчик:
Отвечает ей мышонок
Мышонок (капризно):
— Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Раccказчик:
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать
Мышка-мать (Подходит к Утке):
— Приходи к нам, тётя утка,
Нашу детку покачать.
Раccказчик:
Стала петь мышонку утка
Утка (выходит в развалочку):
— Га-га-га, усни, малютка!
После дождичка в саду
Червячка тебе найду.
Раccказчик:
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок
Мышонок (недовольно):
Фуууу
— Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поёшь!
(Утка уходит)
Раccказчик:
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать
Мышка-мать (подходит к Жабе):
— Приходи к нам, тётя жаба,
Нашу детку покачать.
Жаба (прыгает)
Раccказчик:
Стала жаба важно квакать
Жаба:
— Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Рассказчик:
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок.
Мышонок (капризно):
Фууу
— Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поёшь!
(Жаба уходит)
Рассказчик:
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать
Мышка-мать (подходит к лошади):
— Приходи к нам, тётя лошадь,
Нашу детку покачать.
Лошадь (скачет):
— Иго-го! — поёт лошадка. —
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Мышонок пугается и прячется под стул.
Рассказчик:
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок
Мышонок (испуганно из под стула):
— Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поёшь!
(Лошадь уходит)
Рассказчик:
Побежала мышка-мать,
Тетю свинку в няньки звать
Мышка–мать (подходит к свинье):
— Приходи к нам, тётя свинка,
Нашу детку покачать.
Рассказчик:
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать
Свинья:
— Баю-баюшки, хрю-хрю.
Я морковку подарю, Хрю..
Рассказчик:
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок
Мышонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поёшь!
(Свинья уходит)
Рассказчик:
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать
Мышка-мать (подходит к щуке):
— Приходи к нам, тётя щука,
Нашу детку покачать.
Щука выплывает и только открывает рот.
Рассказчик:
Стала петь мышонку щука —
Не услышал он ни звука:
Открывает щука рот,
Да не слышно, что поёт.
Рассказчик:
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок
Мышонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поёшь!
(Щука уплывает)
Рассказчик:
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать
Мышка-мать (подходит к кошке):
— Приходи к нам, тётя кошка,
Нашу детку покачать.
Рассказчик:
Стала петь мышонку кошка
Кошка (Ласковым голосом):
— Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Рассказчик:
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок
Мышонок:
— Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поёшь!
(Мышонок засыпает. Кошка выпускает когти и готовится съесть мышонка)
С лаем выбегает собака и пугает кошку. Кошка убегает от собаки.
Рассказчик:
Тут собачка гав гав,
прибежала гав гав
Тетю кошку гав гав
Испугала гав гав.
А мышонок под кровать,
Стал он маму поджидать.
(Прибегает мышка-мать и ищет мышонка)
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать.
(Мышка-мать садится и плачет)
Рассказчик:
Вылезает тут мышонок,
Говорит он ей спросонок
Мышонок:
Голосок твой так хорош!
Лучше всех ты мне поёшь!
(Обнимаются)
Все актёры выходят на поклон.