«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Презентация педагогического опыта

«Сенсорное развитие детей  раннего возраста  посредством дидактической игры»

Содержание:

  1. Вступление
  2. Актуальность
  3. Цель и задачи
  4. Проблема
  5. Виды восприятия от 1 до 3 лет
  6. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте
  7. Средства сенсорного развития
  8. Организация предметно – развивающего пространства
  9. Работа с родителями

10.Примеры игр на сенсорное развитие (в различных видах совместной деятельности)

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Сенсорные ощущения могут быть разными: зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве; слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать; осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей; вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

Актуальность

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Цель задачи

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей

На этой основе выделяются следующие задачи:

  • формирование сенсорных способностей у детей посредством образовательной деятельности;
  • формирование систем сенсорных эталонов;
  • формирование умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Проблема

У детей, пришедших в детский сад в возрасте 2-3 лет, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук.

Период первых трех лет — это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Именно этот период — возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

Виды восприятия в возрасте от 1-го до 3-х лет .

Восприятие формы, восприятие цвета, восприятие величины ,восприятие пространства, восприятие времени, восприятие особых свойств предметов и явлений, восприятие целостных предметов, восприятие сложных явлений действительности.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте

  • Является основой умственного развития
  • Упорядочивает хаотичные представления о предметном мире
  • Развивает внимание и наблюдательность
  • Даёт возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности
  • Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов

Средства сенсорного развития

Основной задачей сенсорного развития, стоящей перед воспитателем, является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира.

Одним из основных средств развития сенсорики у детей раннего возраста являются дидактические игры и упражнения, которые в дошкольной педагогике с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.

Организация предметно – развивающего пространства.

Игры и оборудование для развития мелкой моторики и речи, восприятия формы и величины, для формирования цветового восприятия, для слухового развития, для развития тактильных ощущений и обоняния, для художественно – творческого развития, для элементарного экспериментирования, для развития интеллектуальных и конструктивных способностей.

Работа с родителями.

Очень важно вовлекать родителей в процесс работы по развитию сенсорных способностей детей.

Совместное изготовление книжек  — малышек, например, отлично помогает провести время с интересом и пользой для детей.

Проведение мастер – классов для родителей с участием детей, показывают, как дети любят играть в пальчиковые игры и какие предметы быта можно использовать для домашних игр с детьми.

Примеры игр на сенсорное развитие (в различных видах совместной деятельности)

Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.

В раннем возрасте наглядно-действенный метод является ведущим. Организуя игры с детьми, следует учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения.

Познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы….): «Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек», «Что выше куст или дерево?» Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру…) Игры с песком, землёй и глиной: «Чувствительные ладошки».

Познавательно-исследовательская деятельность

Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания, кубы, шары…) «Игрушка-матрёшка»; «Соберём пирамидку» «Покажи, о чём я скажу»; «Магазин игрушек» «Почтовый ящик».

Познавательно-исследовательская деятельность

Дидактические игры для формирования представлений о цвете: «Подбери по цвету», «Найди пару», «Цветные полянки», «Разложи по коробкам», «Спрячь мышку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету».

Познавательно-исследовательская деятельность

Дидактические игры для формирования представлений о форме и величине: «Передай мяч», «Почтовый ящик», различные «Рамки-вкладыши», «Волшебный мешочек», «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке», игры с конструктором Лего, « Что больше?».

Продуктивная деятельность

Лепка, аппликация, рисование.

Игровая деятельность

Игры с машинками, колясками, каталками, сухой бассейн: «Прокати по дорожке», «Поставь в гараж», «Перевези мячи» ,«Эх, прокачу!»… Игры с куклами, мишками, собачками: «Катя угощает друзей» ,«Уложим куклу спать» «Купание кукол», «Куклы собираются на прогулку», «Расчешу волосики».

Заключение

Воспитатели в саду

Создают детям уют,

Сказки малышам читают,

Песенки для них поют,

Занимаются, играют

Прямо с самого утра.

Развиваться помогает

Сенсорная им игра.

Ведь сенсорика поможет

Научить детей всему:

Пирамидки собирать,

Цвет и форму различать,

С мозайкой и конструктором играть

Наши ручки развивать!

 

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры» ПРЕЗЕНТАЦИЯ (смотреть)