«Оптимизация двигательной активности детей раннего возраста в системе здоровьесберегающих технологий»

Презентация педагогического опыта

         «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста»

Содержание:

  1. Актуальность
  2. Задачи
  3. Модель физкультурно-оздоровительной работы
  4. Создание среды в группе
  5. Культурно-гигиенические навыки
  6. Утренняя гимнастика
  7. Физкультурные занятия и подвижные игры
  8. Гимнастика после дневного сна
  9. Профилактика плоскостопия
  10. Гимнастика для глаз
  11. Пальчиковая гимнастика и развитие мелкой моторики
  12. Музыкально-ритмическая гимнастика
  13. Сотрудничество с семьей
  14. Заключение

 

Актуальность.

Вопросы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ на сегодня являются актуальными. Во всех дошкольных учреждениях проводится работа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка.

Задачи.

Мне хотелось бы подчеркнуть особо важную роль физкультурно — оздоровительной работы с детьми раннего возраста.

Задачами которой являются:

1.Формирование представлений о здоровом образе жизни,

2.Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей,

  1. Воспитание полезных привычек,
  2. Комфортное пребывание в дошкольном учреждении,
  3. Эмоциональное благополучие.

Модель физкультурно-оздоровительной работы.

Модель физкультурно-оздоровительной работы включает в себя: создание среды, культурно-гигиенические навыки, утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулки, подвижные игры, гимнастику после дневного сна, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, музыкально-ритмическую гимнастику, физкультминутки, индивидуальную работу с детьми.

Создание среды в группе.

Работа в группах раннего возраста должна начинаться с создания среды, в которой дети смогли бы реализовать свои потребности в движении. Необходимы игрушки – каталки, горки, мягкие модули; оборудованный уголок в группе для того, чтобы обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для различных видов движений.

В нашей группе мы постарались создать просторные условия для детей, чтобы они могли спокойно передвигаться на машинках, пользоваться качалками, резиновыми попрыгунчиками, которые хорошо развивают общую моторику, координацию малышей. Использование сухого бассейна так же очень хорошо развивают ловкость и приносит много радости детям. На краях бассейна расположены всевозможные шнуровки, змейки, пуговички и застежки с помощью которых так же развивается мелкая моторика.

 

 

Культурно-гигиенические навыки.

Немаловажное значение для сохранения и укрепления здоровья имеют культурно – гигиенические навыки.

Воспитание культурно-гигиенических навыков ведется на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ. Во время приема пищи (учимся пользоваться столовыми приборами, вытирать ротик после еды, правильно сидеть за столом и т,д.). Организация культурно- гигиенических процедур (например, умывание, высаживание на горшок) сопровождаются песенками, потешками.

Утренняя гимнастика.

В первую очередь хотелось бы обратить ваше внимание на утреннюю гимнастику. Утренняя гимнастика помогает создать бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Комплексы для утренней гимнастики состоят из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм. Желательно проводить гимнастику с использованием потешек, упражнений имитационного характера. Например, поднять руки вверх и покачать из стороны в сторону – «ветерок дует, ветви дерева качаются». Поскольку в раннем возрасте дети лучше всего действуют подражательно, то в качестве примера будущих упражнений можно использовать не только показательные движения, но и специальные потешки или стишки с действиями, сопровождающиеся картинками.

Например:

вышел на зарядку котик,

подтянул он свой животик,

к небу потянулся и к земле нагнулся.

В своей группе мы сделали картотеку утренней гимнастики на весь учебный год.

Физкультурные занятия и подвижные игры.

Сколько радости доставляют подвижные игры маленьким непоседам. Двигаясь, ребенок не только поднимает себе настроение. Физическое развитие непосредственно связано с умственным: чем больше двигается малыш, тем активнее происходит его интеллектуальное развитие. Веселые физкультурные занятия – это здоровье ребенка.

Подвижные игры и двигательная активность на прогулке очень положительно влияют на укрепление здоровья детей.

Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напряжения, что соответствует естественной биологической последовательности развития человека.

Профилактика плоскостопия.

Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Для этого мы упражняем детей в приподнимании, ходьбе на носках, используем атрибутику, такую как ребристая доска, ходьба по змейке, самомассаж стопы.

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для улучшения зрения несёт очень конкретные цели – профилактику нарушений зрительного аппарата. Предотвращается утомляемость ребёнка, укрепляются мышцы зрительного аппарата, снимается напряжение и значительно повышается работоспособность ребенка.

Для занятий с детьми раннего возраста применяются различные предметы (игрушки, погремушки). Формулировать последовательность действий лучше в стишках. Гимнастика для глаз в стихах для детей лучший способ увлечь ребенка делать полезные упражнения для улучшения зрения каждый день.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо влево кругом вниз

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза, видеть лучше будем сразу!

Пальчиковая гимнастика и развитие мелкой моторики.

Играя с детьми в пальчиковые игры, мы с одной стороны радуем их, а с другой развиваем у детей мелкую моторику рук, а соответственно и речь.

Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку — белобоку, показывать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками и различным дидактическим материалом.

Позже — с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. Для развития мелкой моторики мы используем различные дидактические игры, природный материал, крупы.

Музыкально – ритмическая гимнастика.

В своей работе с детьми раннего возраста я часто использую музыкально-ритмическую гимнастику.

Комплекс ритмической гимнастики – это упражнения, которые проводятся под музыку и обычно очень нравятся малышам, находящих такое действо очень веселым.

Ритмическая гимнастика для детей может проводиться с самого раннего возраста. С учетом этого, необходимо подобрать музыку, которая придется по вкусу детям: обычно это собрание веселых детских песенок или современная популярная музыка.

Маленькие дети очень подвижны, любознательны и эмоциональны. Они очень хорошо усваивают, новый материал, если с ними играют, поют, танцуют. Поэтому самое лучшее средство для развития речи малыша – это логоритмика.

Для своей работы я использую аудиопособия Сергея и Екатерины Железновых – «Музыка с мамой» и «Веселая логоритмика».

Во время подвижных игр у детей активируется центр речи. Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений, речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки.

Сотрудничество с семьей.

В физкультурно-оздоровительной работе полноценный результат можно получить только совместно с семьёй. Поэтому мы стараемся вовлечь в эту работу и родителей наших малышей. Формы работы используем как традиционные — повышение педагогической культуры родителей, используя информацию в родительских уголках, консультации, родительские собрания. Так и элементы инновационной работы – проведение совместных развлечений, проведение мастер-классов по ознакомлению родителей приемам пальчиковой гимнастики, изготовление нетрадиционных пособий для развития моторики.

Мы изготавливали такие пособия для игр с детьми:

«Кто быстрее поймает рыбку» использовали шнурок, корпус от фломастера и шили рыбок из фетра. А также игра « Ловишки»

Для которой мы использовали обрезанные бутылки, яйчки от киндер – сюрприза и шнурок.

На мастер-классе по развитию мелкой моторики мы показывали как можно поиграть с детьми используя прищепки, крупы и другие подручные материалы.

Заключение.

Физическое воспитание – это один из ключевых элементов в процессе формирования иммунитета и укреплении здоровья детей, от которых напрямую зависят темпы роста, а также умственного развития. Не существует единого возраста для начала занятий, всё сугубо индивидуально. И мы должны помочь нашим детям вырасти здоровыми и эмоционально благополучными!

ГМО по физ-озд раб. с детьми ран воз. БЕСПАЛОВА Е.Д. ПРЕЗЕНТАЦИЯ (смотреть)